+7 (4862) 44-14-17
Наш адрес: г. Орел, ул. Полесская, 14
 
 
 
 
1
2
 
 
 
 

Страничка психолога

    Романенко Анна Леонидовна,

    Педагог-психолог МБДОУ ЦРР – д/с № 39, магистр по направлению подготовки: Педагогика в образовании.

    Мы можем сейчас говорить о том, что количество детей с нарушениями и искажениями развития неуклонно растет. Сейчас в городе представлен широкий спектр услуг по коррекции, развитию, сопровождению детей с нарушениями и искажениями развития. Самое главное - вовремя, как можно раньше, распознать в своем малыше то или иное нарушение или искажение развития и обратиться к специалисту за уточнением, консультацией и рекомендациями по данному вопросу.

    Сегодня мы поговорим о двух наиболее распространенных нарушениях и искажениях развития.


    Задержка психического развития


    Этот диагноз звучит не очень приятно. Многие родители, расстроенные и обеспокоенные после общения с педиатром, решают познакомиться с проблемой ЗПР поближе. Врачи часто необдуманно ставят этот диагноз здоровым детям, в то время как каждый ребенок требует индивидуального подхода, особого, внимательного отношения. Но если диагноз подтвердится, то отчаиваться не стоит. Совместная работа психолога и родителей обязательно поможет ребенку справиться с его проблемой!

    Как распознать ЗПР?

    В раннем детском возрасте такой малыш отличается от своих сверстников. Например, в 3 года он не произнес еще ни слова. Другие дети говорят, читают стихи, рисуют, лепят из пластилина уже в 1.5 года. Родители не беспокоятся, ничего, подрастет, выправится. А беспокоиться надо! С каждым годом, пропущенное все сложнее наверстать.

    ЗПР – пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью. Детям с ЗПР можно помочь, если вовремя обратить внимание на проблему. Родители и специалисты должны вместе работать с ребенком, разработать индивидуальную, подходящую только для него коррекционную программу.

    Какие признаки задержки психического развития?

    • Недостаточный объем знаний
    • Незрелость мышления, не анализирует, что видит вокруг. Механизм приема и переработки информации нарушен.
    • Неспособность сосредоточиться, нарушение внимания
    • Нарушения памяти.
    • Низкий уровень речевого развития.

    Ранний детский аутизм (РДА)


    Сборная группа синдромов ребенка раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит дизонтогенез «по типу искаженного развития», при котором нарушены адекватные связи с окружающей действительностью.

    Как распознать РДА?

    • у малыша нет стремления контактировать с миром, некоторое безразличие к окружающему)
    • недостаточная способность дифференцировать людей, животных и неодушевленные предметы
    • боязнь всего нового
    • однообразное поведение (ребенку нравится гулять в одном по одному и тому же маршруту, есть одну и туже еду)
    • склонность к стереотипиям в поведении (потряхивания, вращения кистями рук, ходьба и бег «на цыпочках», раскачивания на стуле, постукивания по предметам тыльной стороной ладони и др.)
    • интеллектуальное развитие в большинстве случаев нарушено или характеризуется аутистической направленностью. Интересы и фантазии часто оторваны от реальной ситуации, игровая деятельность носит стереотипный монотонный характер, нет совместных игр (например, ребенок часами собирает пазлы, включать и выключать свет, стучать по предметам, катать машинку или коляску и мн.др.)
    • дискомфорт вызывает и человеческое лицо, поэтому особенно трудным становится установления контакта с таки ребенком, когда мы стремимся типичным для нас способом установить с ним контакт – оказаться на одном уровне с ребенком, осуществить контакт «глаза в глаза».
    • игнорирование людей – напряжение в их присутствии и некоторые другие.

    Как правило, наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Но чтобы помочь детям-аутистам, важно как можно раньше начинать специальную коррекционную поддержку этих детей. Для этого очень важно распознать аутизм как можно раньше.

    Что почитать родителям и педагогам о детках c ЗПР И РДА:


    1. Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.

    2. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М., Вента-Граф, 2001.

    3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, Академия развития, 1996.

    4. Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму. - М.: Ника-Пресс, 1998.

    5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.

    6. Карвасарская И.Б.,"В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми."М.: Теревинф, 2003 г.

    7. Никольская О. С. "Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призмудетского аутизма." — М.: Центр лечебной педагогики, 2000.— 364 с.

    8. Особое детство: шаг навстречу переменам.– М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики).

    9. Ньюмен Сара,"Игры и занятия с особым ребенком",(пер. с англ.), Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.

    10. Селигман М., Дарлинг Р. "Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития",М.: Теревинф, 2007

    11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., "Аутичный ребенок. Пути помощи.",Изд. 3-е, стер. – М.: Теревинф, 2005.

    12. Грэндин Т., Скариано М., "Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма."(Пер. с англ.)— М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

    13. Янушко Е. "Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия."— М.: Теревинф, 2004

    14. Т.И. Морозова, С.А. Морозов. "Мир за стекляной стеной. Книга для родителей аутичных детей" М., "Изд-во СигналЪ", 2002.

    15. Ремшмидт Х., "Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение." М., Медицина, 2003
    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Информация для родителей
           
    Инновационная деятельность
           
    Наши достижения
           
    Здоровье
           
    Профсоюз